Дата публикации

Алтайский бубен как прикосновение к тайне

горный алтай алтайский бубен шамана купить

Горные ущелья и загадочные урочища, земляничные поляны и алма-атинские яблоки, долины быстрых рек и прозрачные озера… Это Алтайский край. Это святые земли, которые соединили знания, опыт и мудрость многих народов и многих культур. «Алтай – батюшка, а мы его дети», — так говорят в этих местах.

Такой погоды, капризной и изменчивой, нет, наверное, нигде. И здесь нет ничего удивительного. Ведь именно в горах Алтая находится место, где в буквальном смысле живут облака. Прямо на твоих глазах рождается и растет облако, а затем медленно выплывает из-за соседней горы.

Именно здесь, возник и получил становление алтайский шаманизм и таинственные алтайские бубны.

Алтайский шаманизм

алтайский идол духИзвестно, что уже в первой половине 20 века многие крещеные алтайцы возвратились к шаманизму, прибегая к камланиям с жертвоприношениями.
И только с коллективизацией пришел конец многовековой культовой практике. Сегодня она получила настоящее возрождение. Многие люди хотят прикоснуться к этой тайне.

Алтайский шаманизм вербален, он не имеет никаких записанных канонов, правил, текстов, заповедей и положений. Фундамент учения – устно-визуальная база и простой ритуальный реквизит. Об алтайском шаманизме не узнаешь из научных работ. Здесь нужны только слова очевидцев.

Среди особого класса шаманов – камов – нередки даже женщины. Шаманы не проходят здесь никаких профессиональных испытаний. Звание кама не передается по наследству, но дар лечить людей – переходит. Призвание к камланию определяется странным способом: если при звуках бубна у человека начинаются конвульсии – значит, он – кам.

Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы. Становление проходит под присмотром опытных камов, и от них же они получают свой бубен.

Обряд камлания

алтайский шаман камланиеКамланье происходит вечером и ночью, когда уходит солнце. Это удивительное действо. Для общения с духами шаман перемещается в другие неизведанные миры, забирая с собой души умерших.

Священный атрибут – шаманский бубен – держат над огнем, вследствие чего кожа натягивается и бубен гудит громозвучнее. Потом в огонь бросаются ягоды можжевельника, разбрызгивают молоко. Шаман облачается в причудливое одеяние, которое называется маньяком. Его головной убор обшит редкими раковинами каури и перьями совы.

Частота ударов бубна алтайцев сочетается с пением. Кам жестом уверяет тебя, что бубен – это ездовое животное… А теперь – что это лук или стрела. Совиные перья быстро кружатся в воздухе, а украшения шаманского одеяния — вокруг его тела.

Шаманское действие вдруг прерывают кукушиные крики, медвежье рычание, змеиное шипение или разговор на неизвестном языке. Значит, шаман уже вошел в общество духов.

И с трудом понимаешь, что рядом вовсе не звери и птицы – это кам виртуозно подражает птичьим и звериным крикам, конскому ржанию… Его тело то сгибается, то разгибается, голова прячется в бубен шамана, наклоняется из стороны в сторону…

Ассистенты шамана (его жена) или шаманки (ее муж) бросают в костер ягоды можжевельника, и дым еще больше одурманивает шамана. Бешеный взрыв камлания, непрерывные звуки бубна, тело шамана извивается, его голова буквально кружится в воздухе.

шаман алтайский 1930-е годыИ вот уже кам затихает, удары становятся реже и тише, снова звучит негромкое пение. Бубен тихо раскачивается в руках шамана. Далеко-далеко, за километры, в пронзающей ночной тишине, разносится песня. И это даже не песня – скорее, мольба или заклинание усталой, бессильной души.

И все, перед нами обычный человек. Он прост и открыт, он делится тем, что видел и знает, и что ждет каждого из нас.

Легенды повествуют о том, что древний кам, прародитель современных, был намного искуснее, виртуознее их. Он был властен над смертью, возвращая к жизни даже умиравших. Задумав однажды проверить шаманов, он велел спалить их, уверив всех, что настоящие шаманы не горят. Так и случилось. Обложенная сухим травостоем юрта вспыхнула не сразу, огонь не хотел разгораться. В конце концов, юрта сгорела вместе с людьми, но один человек, спокойный и невредимый, вышел из живого огня…

Алтайские бубны

алтай бубен шаманскийЛюбое камлание неосуществимо без бубна. Это священный и главный атрибут. Бубны алтайцев сделаны из обода, на одну сторону которого туго натянута кожа. Колотушка похожа на большую ложку. Деревянная её часть обтягивалась заячьей шкуркой, причем непременно белой и непременно самца.

Разные народы изготавливали бубен по-разному. Но во всех случаях это не было простым техническим процессом. Это некое родовое празднество.
Впрочем, после церемонии он не был доступен другим членам рода.

Изготовление шаманского бубна было настоящей церемонией: сначала рубили подходящее дерево тальника, из него выделяли часть, затем распаривали ее и сгибали в круг. И только на второй день готовили кожу дикого оленя, лося или марала, чтобы назавтра обтянуть ею бубен. И уже потом совершался обряд оживления атрибута. Затем на рассвете на бубен наносились рисунки, подвешивали металлические детали, а вечером – ленты из различных материалов.

И никогда бубны алтайцев не освящали – только оживляли. Его считали ездовым животным шамана. Причем тем животным, шкура которого использовалась для обтягивания бубна.

Чаще всего алтайский бубен был связан с самой жизнью шамана. После смерти разрушали и его бубен и помещали остатки на дереве, у могилы. Более того, там бытовало поверье: уничтожение бубна при жизни хозяина непременно приведет к его смерти.

Алтайскому бубну под силу погрузить практика в тайны шаманизма, его ритуальные обрядовые действа, через погружение в колыбель бессознательного. Алтайский бубен можно купить, заказать бубен у шамана или сделать самому. Спешите прикоснуться к одной из самых великих алтайских тайн.

Добавить комментарий