Дата публикации

Шаманизм индейцев хиваро

По верованиям индейцев хи-варо, перуанских и эквадорских, многие заболевания зачастую возникают из-за черного колдовства. Обычная, видимая жизнь согласно воззрениям индейцев хи-варо есть ложь и иллюзия, тогда как реальные силы, являющиеся причиной событий в жизни, невидимы, и поэтому сверхъестественны, но видеть и контролировать их можно лишь посредством наркотических психоделических средств. И тем, кому удается это делать, обретают большое уважение в своем народе.

Табачные листьяВ культуре хи-варо людей, обладающих знаниями о сверхъестественных силах, называют шаманами, и разделяют их они на 2 типа – лекарей и колдунов. Все шаманы племени принимают психоделическое средство в виде напитка, они называют его – на-тема. Данный напиток делается из лиан, его также употребляют индейцы ама-уака. Шаман выпивает на-тема и тихонько начинает петь. Совсем скоро во тьме ему предстают различные видения и образы, он начинает слышать пронзительную музыку тсен-сак, духов-помощников, показывающихся перед шаманом. Считается, что духи питаются этим напитком. Сначала, первый дух, именуемый панги, «анаконда», ложится на голову шамана и перевоплощается в корону, второй дух – вам-панг, огромная бабочка, порхает возле его плеч. Ящерицы, жуки, птицы и звери пляшут в воздухе пред взором его. Кисти шамана покрываются тысячами глаз, дабы выявить врага в ночной темноте. Расслышав звучание журчащей воды, человеку приходит понимание того, что сила первого шамана, тсун-ги, отныне постигнута им, и теперь истина открыта для него. Теперь он способен находить в теле страдающего макан-чи, ядовитую змею, насланную враждебным шаманом. Именно эта змея и является возбудителем болезни.

Индейцы хивароБлагодаря такому галлюциногенному напитку, почти каждый человек способен достичь транса. И посему, около четверти всех индейцев хи-варо — шаманы. Всякому взрослому, женщине или мужчине, пожелавшему стать знающим человеком, достаточно сделать хорошее подношение главному шаману, и взамен получить психоделический напиток и нескольких духов помощников – тсент-сак. Именно эти духи и приносят смерти и заболевания. Обычному человеку они невидимы. Этих духов шаман способен направить в тело своей жертвы, но также и вынуть их из тела заболевшего человека, а еще из них можно сделать защитный щит. Получив подношение, главный шаман вручает начинающему шаману кусочек сочного зеленоватого вещества, отрезая его ножом. В этом веществе как раз и находятся духи, и начинающему шаману нужно поглотить их в себя, а по-простому съесть, после этого 10 дней пролежать в постели. С помощью такого действа духи поселяются в желудке шамана словно в доме, оттуда он способен отпускать когда сам пожелает. Помимо этого, новообращенный должен свести к минимуму свою активность, в частности, половую, на протяжении 3-х месяцев, в противном случае он рискует стать неуспешным шаманом. Спустя один месяц после получения посвящения и точного выполнения предписаний, во рту шамана возникает дух помощник, или тсент-сак. В это время появляется очень сильное желание заняться колдовством, и ежели он пойдет на поводу у своего желания, то суждено ему стать злым шаманом – колдуном. Но если ему удастся преодолеть эту страсть, то он сможет стать лекарем. Многое еще зависит и от шамана, через которого дается посвящение. Ежели главный шаман — темный колдун, точно таким же станет и начинающий, поскольку не сумеет устоять от сильной страсти делать зло другим, насылать болезни и убивать. Страсть эта настолько сильна, что сравнима с очень сильным чувством голода.

Считается, что если шаману удалось воздерживаться от половых связей на протяжении 5 месяцев, то он способен убить человека, будучи колдуном, или исцелить больного, будучи лекарем. А годовое воздержание может помочь стать сильным и могучим шаманом. На протяжении всего периода отказа от половых связей, шаману нужно набрать как можно больше духов. Для этого он находит разные виды насекомых, растений и других предметов, которые после этого он превратит в тсент-сак. Превращение происходит путем поглощения предмета в себя – проглатывая его, поэтому им может быть не только насекомое или растение, но и любой предмет, который он будет способен проглотить. Духи есть разных видов: есть те, которые вызывают различные болезни и недуги. Если шаман хочет стать по-настоящему сильным, то ему нужно найти и поглотить как можно больше духов. Хи-варо говорят, что у духов есть 2 ипостаси – естественная и сверхъестественная. Лишь при помощи психоделического зелья можно увидеть иную ипостась духа помощника. Они предстают в реальном обличье – в виде пумы или ящерицы, птицы, тарантула и таких существ, как ангелы и черти, а еще раскрываются их истинные имена.

Зачастую, темное колдовство направляется на соседствующих рядом людей и тех, кто что-то плохое сделал семье шамана, возможно и близким его, месть может быть и в виде убийства. Злой колдун подкрадывается поближе к жилищу жертвы, принимает психоделическое вещество для освобождения духов. Он сторожит в лесу и дожидается того момента, когда нужный человек выйдет на улицу, чтобы наслать на него своих духов. Если насылаемый тсент-сак сильный и отправлялся с нужным зарядом энергии, то проникнув в тело жертвы, смерть человека наступит в течении от одного дня до двух-трех недель. Часто смерть вызывает именно подселение духа, который медленно высасывает жизненную силу из человека. В случае, если колдуну не удается выследить свою жертву, тогда он направляет духов на первого попавшегося члена этой семьи, кто первым выйдет из дома. Зачастую это делается на женщин или детей. После завершения своего злого действа, колдун скрыто идет домой. Люди обычно не ощущают того момента, когда на него насылается колдовство, в противном случае, они сразу же вызывали бы шамана лекаря на помощь.

Среди духов есть такие духи, называемые па-сук. Они все время находятся возле тела человека под видом животного из леса или насекомого и посылают опасные предметы внутрь тела. Так шаману лекарю сначала нужно совладать с ним самому, чтобы исцелить страждущего. Кроме такого духа, у колдуна может быть другой вид духов, именуемых птицами вака-ни, что переводится как «душа». Шаманы имеют такую силу, чтобы призвать этих птиц и обращать их в своих помощников. Вака-ни способны летать над жилищем жертвы или над ним самим и сильно запугивать, для этого злой колдун дует на вака-ни и та устремляется к цели. Хи-варо говорят, что от этих птиц человек быстро лишается рассудка, или начинается сильная лихорадка, а впоследствии и смерть. По завершению злого действа колдун может приказать вака-ни свить гнездо рядом с жертвой и поселиться в нем. По мере доставания лекарем всех опасных предметов из тела больного, может прийти полное исцеление, но если колдун пошлет еще больше духов к вака-ни, дабы та впустила их в тело страждущего, то болезни снова охватят человека. Ежели колдун станет производить такие действия постоянно, то человека спасти уже не удастся.

Вака-ни являются сверхъественными птицами-сущностями и доступны для каждого, но вот па-сук, главный среди духов, может принадлежать лишь одному шаману. Но и у шамана может быть лишь один па-сук. Данный дух наделен силой отражать атаки, посылаемые лечащим шаманом. Так лекарю, выпившему напиток на-тема, дух па-сук видится в образе человека, полностью одетого в железные одежды, лишь глаза па-сук остаются открытыми. Как раз в глаза шаман и может послать своих духов, чтобы убить па-сук колдуна. Тем, кто не принял особого напитка, па-сук может предстать обычным пауком.

Шаман племени способен совершить убийство с помощью духов ана-мук, применяя которых он в силах создать мифических животных, нападающих на жертву. При наличии у шамана духа в образе заточенной кости броненосца, он способен отправить его реку в тот момент, когда жертва плывет в лодке. Попадая под воду кость оборачивается анакондой и атакует лодку так, чтобы человек оказался под водой. Шаман способен зуб змеи, если он является его духом помощником, обратить в настоящую опасную змею и послать ее напасть на жертву. Таким же образом колдун может брать клыки и других животных, например, ягуара или бизона.

Шаман колдун на протяжении пяти лет получал своих духов, и в конце этого срока ему нужно сделать тест, дабы понять, хватит ли духам силы для совершения убийства. Испытание колдун проводит на дереве. Для этого он принимает напиток на-тема и пытается закинуть своих духов в место раздвоения ствола. Если шаману хватает сил, то дерево начнет расщепляться, но это расщепление происходит в тонком мире, поэтому не видно тем, кто не принимал напитка. Если же дерево не расщепляется, то это означает, что у колдуна уже не хватает сил для убийства. В таком случае, ему нужно быстрее идти к могущественному шаману для получения новых духов. Покуда он не найдет хороший подарок, на который можно обменять духов, колдун все время находится в ожидании опасности. В такой период он абсолютно слаб перед остальными шаманами. Чтобы предотвратить опасность, он все время пьет напиток на-тема, табачный сок, и пири-пири, еще одно психоделические вещество. Свою беззащитность нельзя показывать противникам, поэтому он старается больше лежать в кровати, для сохранения сил. Если ему удается купить новых духов, к нему возвращается былая сила и можно снова приступать к обычным занятиям.

Насколько тяжелым будет заболевание, созданное колдовством, решает сила тсент-сак и энергия, с которой они посылаются в тело жертвы. Когда дух устремляется к жертве и проходит сквозь нее, то в теле ничего не останется, но человек тут же погибнет. Когда тсент-сак увязает в теле и подселяется в него, то в теле появляется нечто, что может достать лекарь и тем самым исцелить человека.

Лекарь шаман в самом начале своей работы должен определить вызвано ли заболевание колдовством. Когда вечереет, он начинает принимать напиток на-тема, табачный сок и пири-пири, дабы тело пациента предстало перед ним прозрачным стеклышком. В случае, когда источником недуга оказывается злое колдовство, шаман обнаруживает в теле человека опасные чужеродные предметы и оценивает свои силы для их извлечения. Все целительные действия по извлечению лишних предметов из тела больного он проводит только в вечернее и ночное время суток и темной части жилища, так как видения под действием психоделического напитка видны только в темноте. С заходом солнца лекарь вызывает своих тсент-сак посредством напева целительной песни. После пробуждения духов, двух из них он запускает в рот и горло. Духи должны быть точно такими, каких он видел в теле страдающего. И тсент-сак начинают ловить сущность, которую шаман будет вытаскивать. Если же первому духу не удастся отловить эту сущность, другой дух, находящийся во рту лекаря преградит путь внутрь тела самого шамана. Когда и обоим духам не по силам будет преградить путь враждебной сущности, то она попадет в желудок шамана и вызовет смерть. Отловив сверхъестественную сущность, или тсент-сак колдуна, шаман воплощает его у себя во рту, и имитируя рвоту, сплёвывает абсолютно реальный предмет, который он показывает пациенту и всей семье и говорит следующие слова: «Я вытащил его. Смотрите, вот он».

Обычные люди подумают, что этот предмет как раз и находился в теле больного, но шаман не старается их переубедить. Потому что знает о двух обличиях тсент-сак, естественном и сверхъестественном. Шаман вынимает из тела настоящего тсент-сака, а идентичный ему небольшой реальный объект заблаговременно помещает у себя во рту. Если все наглядно не продемонстрировать, то члены семьи не поверили бы ему, что он излечил больного, и не заплатили бы за такое лечение.

Навыки шамана по извлечению тсент-сак во многом зависят от способностей его личных духов помощников, которых у него может быть несколько сотен. Под действием галлюциногенных веществ он видит их рядом с собой в облике разных существ, летающих вокруг него, сидящих на руках, обвивающих ноги. Он наблюдает, как духи помогают доставать опасную сущность из тела страдальца. Лекарю необходимо постоянно пить табачный сок, каждые несколько часов, для того чтобы духи кормились этим напитком и не разбегались.

Шаману необходимо обладать достаточной силой и умением для совладания с духом па-сук, который может присутствовать рядом с телом пациента, посылая новых духов. Лекарь вторично принимает напиток на-тема дабы лучше разглядеть па-сук и привлечь еще нескольких своих духов на борьбу со злобным духом. Па-сук это сильный дух, закованный в железные одежды, в свою очередь шаман из духов помощников образует мощный защитный щит, отражающий нападения злобного па-сук. Такой щит защищает шамана до тех пор, пока не ослабевает воздействие зелья на-тема. Если шаман находит предмет в теле больного после расправы над духом па-сук, то он подразумевает, что поблизости может быть и птица вака-ни. В таком случае, лекарь принимает еще более сильное средство чем на-тема, — майкуа, и начинает тихонько идти по лесу дабы отыскать вака-ни и убить ее с помощью своих духов. Сделав это, шаман приходит обратно в дом страдальца и дует по всем углам, тем самым очищая пространство от засланных птицей духов, и подобных духов достает из тела пациента. Подобное действие может продлиться и всю последующую ночь.

Когда враждебный дух пойман, он помещает его в небольшую коробку. Он не поглощает такого духа в себя, по той причине, что это не его собственность, и поэтому он способен убить шамана лекаря. Потом шаман подбрасывает враждебного духа в небо, и он устремляется обратно к тому шаману, наславшего его на семью. Этот дух приходит обратно к своему хозяину. Когда шаман жертвовал духов своему ученику, то после гибели ученика духи возвращались обратно к шаману. Также при желании, шаман мог захватить духов, посланных другим колдуном. Шаманам необходимо все время быть наготове, для этого они часто пьют табачный сок, чтобы накормить своих духов и сделать их сильными для защиты своего хозяина от вражеских атак колдунов. Простая прогулка может обернуться смертью для шамана, поэтому он всегда берет с собой листья табака, из которых изготавливается сок, позволяющий его духам быть всегда внимательными. Чуть меньше, тем не менее систематически, ему нужно употреблять зелье на-тема для сохранения связи с истинной реальностью (которая другими представляется как сверхъестественная).

Во время врачевания шаман может разглядеть злого колдуна, наславшего опасных духов, пусть даже если живет он далеко и родом из чужого племени. Близкие жертвы знают о такой способности шамана и поэтому требуют выдать виновника беды, особенно если жертва умирает. И поэтому шаману самому важно распознать личность колдуна, иначе в противном случае, обвинят его самого если пациент умрет.

Племя индейцев хивароСлучается, что шаманы ослабевают и возникает потребность в покупке новых тсент-саки. Особенно много шаман тратит силы после лечения страдальца, на которого послал духов колдун, недавно купивший свежих духов тсент-сак. Поэтому наиболее сильными получаются те, кто может регулярно приобретать новых духов у других шаманов. Но также, шаман способен возвращать своих духов обратно, забирая их у тех, кому ранее давал. Чтобы вернуть их, он выпивает зелье на-тема и при помощи своих духов выстраивает мост к другому шаману в виде радуги. После он отправляет по нему своего тсент-сак. Дух разбивается о землю перед другим шаманом с резким сильным взрывом, словно удар молнии. Таким образом, можно напугать шамана, чтобы тот потерял контроль над своими духами на некоторое время, и этого времени будет достаточно, чтобы вернуть их обратно себе через мост радугу. Второй шаман не сможет распознать потерю своих духов, пусть даже приняв зелья, но вот болезнь может случиться с ним. В подобных случаях, недуг зачастую не бывает слишком серьезным, но может сделать шамана ранимым перед колдовскими атаками. Если случается так, что шаман теряет всех своих духов помощников, отныне он больше не в состоянии занимается прежней шаманской деятельностью, поэтому может поделиться подобными знаниями с посторонними, поскольку заинтересованности в сокрытии секретов бывшего занятия отныне не имеет. Такая открытость не представляет угрозы для остальных шаманов, занятых практической работой, просто потому что словам не придают большого значения. Они знают, что постичь истинные тайны шаманского пути можно только при помощи священного напитка на-тема.

Добавить комментарий