Дата публикации

Шаманские захоронения

Множественные случаи и истории, опубликованные во многих источниках, книгах и средствах массовой информации, подводит к предположению о том, что особая сила, царящая на местах захоронений шаманов, обладает разумом. Эта сила не оставляет без ответа смиренные мольбы страждущих о помощи, слышит и даёт мудрые ответы. Но сила эта не терпит оскорблений, и страшно мстит своим обидчикам. И наказание в подобном случае будет равным совершенному преступлению.

обряд сжиганияВ истории известны 3 типа захоронения шаманов в Якутии: воздушные, подземные и сожжение. Сжигание – один из видов захоронений, встречался достаточно редко. Подземные захоронения стали массово появляться с 17 века в период заселения русскими и появлением христианства в местных краях. Воздушный тип захоронения является самым древним. И вот почему. Из-за холодной зимы и постоянной мерзлоты на протяжении большей части года, земля становилась сплошным ледовым монолитом. Выкопать могилу в ней становилось весьма трудным занятием. К тому же, небольшая плотность местного населения и обилия лесного пространства позволяли пренебречь санитарными нормами и размещать редкие шаманские захоронения, буквально «утопающие» в таёжной чаще.

Воздушные захоронения потому ещё чаще применяли, так как корни саха имеют языческие традиции, распространённые в те времена не только на якутской земле. Они существовали и на близлежащих таёжных землях у большинства северных и северо-восточных народностей, вплоть до монголов. Мало кто знает, что дальние предки славян европейской части, как их соседствующие народы, задолго до похоронных костров, делали захоронения аналогичным способом. Возможно, идея для русских народных сказок взята именно из этой традиции. К примеру, сказка о прекрасной царевне, покоящейся в гробу из хрусталя, висящим на цепях. Если же через эту призму посмотреть на избушку на курьих ножках и бабу ягу, про которую сказано — «нос упёрт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», где очевидным является то, что имеется ввиду как раз воздушное захоронение.

воздушное захоронение арангасом тайгаКонструкция для погребения называется «арангасом». Для её изготовления народы саха, эвенки, юкагиры находили в лесу 4 дерева, растущих близко друг к другу. Вершины деревьев отпиливались, и на высоте метров двух соединялись перекладами. На такую подставку из деревьев и перекладин и водворялся ящик. Для его изготовления брался целыйи толстый деревянный ствол, разделялся на 2 половины, внутренняя часть в которых выдалбливалась. С помощью фиксаторов и клиньев 2 части подготовленного ствола плотно прижимались между собой и устойчиво фиксировали весь ящик на конструкции. Бывало, что с корней этих деревьев снимался дёрн, дабы деревья дольше не гнили, такие оголённые корни и правда походили на «курьи ножки». Подобные захоронения сохранились. Один из таких примеров можно посмотреть в музее Дружбы под открытым небом в Усть-Алданском улусе.

С появлением русских и веры православной на якутской земле, служители церкви навязали правило «хоронить по-христиански». Советские власти объявили арангасы варварскими и небезопасными в связи с увеличением эпидемий. Эти действия привели к тому, что погребения в земле стали официально узаконены.

В народной культуре шаманизм продолжал занимать верховное положение до ранних лет правления советской власти, поэтому традиция захоранивать шаманов воздушным способом сохранялась.

Если в сегодняшнее время встретить в тайге старинный арангас, то можно уверено говорить о том, что в нём покоится ойуун или же удаганка. Но могилы шаманов требуют уважения и почтения к себе, в независимости от вида захоронения.

Часть арангасов сохранились до сих пор, во многом потому, что в давние времена существовал очень серьёзный ритуал перезахоронения шаманов, особенно самых сильных. Мощи великих шаманов продолжали находиться в арангасе до того времени, пока тот не приходил в разрушение. Лиственница из сибирского леса необычайно прочная и долговечная, ей под силу удерживать арангас более ста лет. Для таких арангасов потомками совершался ритуал перезахоронения ровно спустя сто лет. От поколения к поколению передавалась информация о следующей важной дате для перезахоронения.

шаманВторое перезахоронение шамана делали снова спустя сто лет, или же раньше, если погребение рушилось. 3-ий раз останки захоранивали в земле. Потомки шамана с особой трепетностью и внимательностью смотрели за арангасом, в каждый приход делали подарки и подношения. Без необходимости захоронения старались не тревожить. Каждое посещение сопровождалось древним шаманским обрядом.

Не всякий имел право сооружать арангас. Для этой цели выбирались 9 юношей, ещё не познавших женщину. Жертвенным животным выбирался жеребец породы чёрного цвета, морда которого при этом должна быть белой. Шаману была приятна такая забота, и он оберегал и защищал своих потомков, всегда помогая в тяжёлых ситуациях. В надежде получить помощь предка, потомки приходили к его погребению и рассказывали о своей проблеме, проговаривали вслух или мысленно, а порою тихонько постукивали по арангасу.

Известно немало случаев, когда потомкам шаманов, подвергшихся физическим или административным нападениям чужаков, незамедлительно приходила помощь. Налетал страшный ураган, раскидывая по сторонам врагов и их сообщников. Бывало, наглых гостей настигали молнии и сильный град, неоднократно они лишались здравого рассудка. Порою, поддержка предка не всегда была внешне так ярко проявлена, а была больше целительной и поддерживающей. Но не каждый шаман становился защитником для потомков. Это присуще шаманам, являющимися проводниками светлых сил.

Ежели случалось потомкам позабыть о времени перезахоронения шамана, или проявляли неуважение к его памяти, предок приходил к ним во снах или видениях, напоминая о себе. Но оставленные без внимания просьбы и послания шамана, вызывали у него сильное негодование, так рассерженный предок мог наслать страшные беды на весь свой род.

К своим захоронения шаманы стараются не подпускать чужаков, их мистическая сила защищает арангасы от разрушения и уничтожения всеми доступными средствами. Давайте узнаем, какие примеры засвидетельствованы журналистами.

Самый старинный арангас удаганки на якутской земле располагался в месте под названием Родинка, что Колыме. Найденный арангас был передан в институт. Ученые установили, что останкам удаганки примерно 3-5 тысяч лет. Спусть десять лет, на земле, где некогда находилось захоронение, приезжие семьи построили себе дома. А в яму от могилы стал бросать всякий мусор. Совсем скоро, поселившихся в этих краях людей, стали настигать неприятности, болезни, они ощущали гнетущую и тяжёлую энергию над своими домами. Одной женщине стали являтсья видения, в которых шаманка передавала странные сообщения. Лишь после этого, люди начали узнавать историю места, в котором они поселились. Им даже удалось найти археолога, проводившего раскопки шаманской могилы. Так, место, где раньше находилась могила, была расчищено, установлена специальная дощечка с надписью, вероятно, эти люди многократно просили прощения. Сие событие случилось недалеко от Черского, где в результате миграционной политики 20 века оказалось много переселенцев, ничего не знающих о местных традициях и обычаях.

шаман демнимеКоренное якутское население знает местные традиции, связанные с шаманскими арангасами, потому и ответственность с них больше. Они никогда не помогают ученым в их поисках. В одном улусе в центральной части Якутии нашёлся лишь один человек, проговорившийся учёным о шаманской могиле, будучи пьяным. По его информации учёным удалось найти богатую могилу удаганки, толстые золотые перстни из которой стоили немало. Но счастье ученых мужей было недолгим. Одного из них настигла болезнь ума, второй оглох. А жителей близлежащих сёл настигло возмездие, в виде неприятностей и проблем.

Захоронения защищают себя не только от любопытных посетителей и научных экспедиций, но и от захвата техногенными проектами.

В Абыйском улусе в селе эвенков Куберганя запланировали постройку взлётно-посадочной полосы. Старшее поколение подняло шум, запрещая постройку в намеченном месте, потому как рядом находилась шаманская могила. Но в стране атеистического мировоззрения проект был построен именно в первоначально запланированном месте. По случаю завершения строительства организовали торжественное мероприятие, прибыло начальство, гости. Решили в честь праздника покатать на самолёте местных детишек. Они радостные сели в самолёт АН-2, он проехал по взлётной полосе… и заглох. Очевидцами поломки была целая комиссия. Осмотр самолёта удивил всех. У машины отказал двигатель и сломался винт, что в действительности никогда не случается на практике. Другие крестились и благодарили небеса за то, что это не случилось в воздухе. Старшее поколение сказали, что так шаман пожалел детишек.

Строителям же взлётной полосы совсем не везло. К вечеру того же дня все отправились купаться на речку. Именно в ней потонул бригадир, возглавлявший строительство проекта. Приехавшая на похороны жена с трудом смогла поверить в то, что в подобном месте вообще можно потонуть. Спустя месяц, умирает второй строитель от аппендицита. Следующий рейсовый самолёт смог проехать 700 метров, но подняться в воздух так и не смог, хотя норма разгона для такого самолёта составляет 400 метров. Самолёту удалось набрать большую скорость. Люди чудом остались живы, в основном, благодаря тому, что второй пилот вовремя сбросил газ. Первый пилот, ошеломлённый инцидентом, почти неделю находился в ступоре.

При проверке причин происшествия, экспертами и специальными приборами была установлена полная исправность всего самолёта, а действия пилотов были рассчитаны как профессиональные и правильные в данной конкретной ситуации. Поэтому логическому объяснению эта ситуация не поддавалась. В конце концов, приняли решение, не характерное для советской власти и её идеологии. Отыскали стариков, которые с самого начала были против строительства площадки, обратившись к ним с просьбой провести специальный ритуал, который поможет загладить вину перед захоронением шамана. на государственные средства купили жертвенного бычка. Лишь после проведения такого ритуала, напасти на строителей прекратились.

В Верхоянском улусе в Эльгеске приключилась ещё одна история. Перед захоронением шамана, ушедшего из жизни ещё в 19 веке, была хорошая площадка, которую решили использовать под строительство аэродрома. И вновь, появился старик, долго ходил по местным властям, и говорил, что «Нельзя!». И опять никто не желал слушать. План по строительству утвердился, приступили к выполнению. Первым же летом почти вплотную подступили к могиле и будто натолкнулись на большое незримое препятствие. Техника мистическим образом выходила из строя одна за другой. Оказывалось пассивное противодействие. Провозившись до зимних морозов, прекратили строительство.

шаманское захоронениеНо весной начали очередной штурм на шамана. Теперь шаман стал защищаться более жёсткими методами. Водитель трактора вскорости потонул. Бригадир рабочих, видя всю безысходность своих действий, пошёл к гробу шамана, и в гневе стукнул его палкой, а ещё осмелился плюнуть в неё, выкрикивая проклятья. Итог бригадира печальный. Сперва он лишился зрения, а вскоре умер от жутких головных болей. Аэродромную площадку достроить не удалось….

Подобные истории можно продолжить историей, связанной с одной из известных якутских шаманок по имени Анна Павлова, она же Удаган Дохсурума. Она принадлежала к роду легендарного Дуопа боотуру. Она и после кончины никому не позволяла обижать себя. Как-то лесорубы облюбовали место рядом с её могилой. Сначала у них сгорел балок, затем неприятности стали сыпаться одна за другой. Так лесорубы решили побыстрее покинуть это место.

Чуть позже через место захоронения, решили протянуть газопровод, ведь на территории этого улуса находились месторождения нефти и газа. Но снова ничего не получилось. И газопровод провели огибая могилу шаманки, что повлияло на удорожание проекта. Потом над шаманкой начали летать вертолёты. Но лётчик, поставленный на этот маршрут, вскоре просил перевода на другие рейсы. Он объяснял это тем, что каждый раз пролетая над местностью, в небе появлялась пугающая женщина, вызывающая у него страх и ужас. Над лётчиком коллеги смеялись, и один решил вызваться добровольцем на этот маршрут, полагая, что его коллега просто выдумал грозную бабу, дабы от работы отвертеться. Но смех его был недолгим. Вертолёт его разбился… После этого рейсы полётов поменяли. Теперь же арангас Анны Павловой никто не тревожит.

Не все встречи с арангасами наводили страх и ужас. Случается, что подобная встреча словно знак, предвещающий будущую инициацию в шаманы.

Ойуун по имени Монньогон, что в переводе означает «Чёрная смородина», жил примерно 2 столетия назад до произошедших событий. Он имел хорошую славу целителя среди людей. В назначенное время было проведено перезахоронение потомками шамана. но в тридцатых годах 20 века он часто стал напоминать о себе потомкам, хотя внешне арангас был в хорошем состоянии. Ойуун Монньонгон сетовал, что его арангас заливают дожди, а сухожилие на правой руке истлело, от этого палец укатился под спину. Его надлежит положить на место и прикрепить.

В прежние времена, просьбу ойууна исполнили бы незамедлительно. Но в период установления новой идеологии в стране и искоренения национальных традиций, родственники боялись выполнять поручения предка. В конце концов, терпение ойууна лопнуло, и у потомков начались неприятности. Потомки оказались в сложной ситуации. Пришлось выбирать, либо выполнить долг перед своим родом и тем самым подвергнуться репрессиям властей, либо продолжать испытывать немилость предка шамана. долг перед родом все таки победил. В смутное время 1937 года, в летний период, состоялся сталинский ысыах в честь введённой конституции. По завершению собрания, без лишнего шума, отправились к арангасу Монньогона для перезахоронения. От колхоза поставили наблюдателя в лице председателя, а для проведения ритуала пригласили шамана Омокуна. При ритуальном действе присутствовали 80 человек, и все до одного убедились, что на кисти и в самом деле не хватало пальца. Как и предполагалось, нашли палец под спиной шамана. палец вернули на место и укрепили сухожилием от жертвенного молодого коня. Однако, не это было самым волнительным моментом церемонии. Через ответственного за ритуал шамана, Монньогон стал требовать себе сопровождающего, так как переживал, что не сможет найти дорогу.

В старину во время погребения знатного человека захоранивали и провожатого, часто – юношу-стремяного. Но что же делать простым колхозникам? Добровольно никто не пожелал уйти в мир иной. Увидев это, предок сказал, что тогда его провожатым станет приглашённый шаман, и в таком случае, всем потомкам придётся испытать злого рока. У ойууна Омокуна пошла судорога, и он стал заваливаться. Тогда семидесятилетний Григорий Фёдоров вышел вперёд и сказал, что он прожил уже длинную жизнь и вызвался быть сопровождающим. Присутствующие вздохнули с облегчением, но предок снова всех напугал, говоря голосом Омока: «Из-за того, что сегодня произошло, вас настигнет большая беда. Она произойдёт по вине молодого мужчины и начнётся судебное разбирательство. Но вам следует говорить лишь правду и выждать пару месяцев. Я лично отправлюсь в город и явлюсь в видениях к нужному человеку, тогда и беда ваша на этом закончится».

хижина чумПотомки преисполненные честолюбием от выполненного долга перед родом, отправились по домам. С ними же отправился и семидесятилетний старик. Он хорошо отдохнул после собрания, покушал, передал детям дела хозяйские, и отправился спать… но уже не проснулся. Похороны Григория Фёдорова проводили всем селением, словно героя. Тут и дела в селе пошли в гору – многие исцелились от болезней, перестал умирать скот в больших количествах, на родину возвращались былые беглецы. Но в селе объявился ревизор – молодой мужчина из районного центра. Председателя колхоза не оказалось на месте. Тогда ревизор стал проверять документы и нашёл папку «Дело расходов Старика» со всеми бумагами и фиксированными расходами. И тут он быстро смекнул, как с этим делом можно подняться по карьерной лестнице. Возбудили дело «по похищению государственной собственности, пропаганде религии, и намеренному убийству», дававшее право по известной в то время статье номер 58 объявить участников ритуала «врагами народа». Арестовали колхозного председателя, ойууна и ещё двоих, остальные подверглись допросам. В то время был 1937 год, был дан приказ всерьёз заняться этим делом и предать его максимальной огласке. Подобное дело давало отличную возможность, чтобы показаться перед начальством и получить повышения. В то время выбраться из жёсткой хватки советской власти было просто нереально. Но случилось невозможное. Глава прокуратуры отдал приказ «остановить дело в связи отсутствия состава преступления». НКВД в том числе с молодым ревизором не могли понять в чём дело, ведь дело было громкое. Вероятно, шаман и правда пришёл в видениях к нужному человеку, подумали сельчане, и больше не переживали об этом. Так проявившийся дух ойууна помог своим потомкам разрешить неприятности, навалившиеся на род из-за него.

Уже в поздние годы, в 70-х годах, на захоронение шамана пожаловали учёные этнографы и фотограф. После посещения места захоронения фотограф потерял все документы и деньги. Все фотографии оказались засвеченными, и на протяжении всего лета его преследовали неприятности.
Невезение преследовало и кинорежиссёра, работавшего над фильмом «срединный мир», «орто дойду», который решил заснять арангас великого шамана Эргиса в улусе Хангаласское. В начале съёмочной группе не удавалось найти захоронение. Потом два дня режиссёру во снах являлась тень, висящая над колыбелью сына, и слышал музыку колокольчиков. Но знака он так и не увидел. Всё же, группе удалось отыскать могилу шамана, но при подходе к ней неожиданно раздалось лошадиное ржание, однако поблизости не нашлось ни одной лошади. Потом в небе показался орёл гигантских размеров. Налетел сильный снежный ураган. Всё происходящее говорило о том, что вокруг творится какая-то чертовщина. В итоге, съёмочная группа в ужасе убегала с шаманской поляны. Так шаман жёстко и ясно дал понять, что не жалеет съёмок места своего захоронения.

удаганкаНе только машины, но и природные силы не могут разрушить могилы шаманов. Известно не мало историй, когда лесные пожары огибали стороной захоронения. Есть интересный случай, когда водная стихия уважила шаманку. В конце 20 века в Якутии было сильное наводнение. Дошло оно и до Усть-Алданского улуса села Чериктей. Почти все дома затопило до самой крыши, что пришлось пережидать буйство стихии в двухэтажной каменной школе в центре деревни. Именно отсюда жители деревни стали свидетелями удивительного события. Сильное течение вырвало террасу от дома Веры Николаевны Рожиной, будучи покойной, которая при жизни была целительницей. Эту террасу течением пронесло метров сто. Затем водная сила, словно подумав, вначале затормозила оторванную часть дома, и после прикрепила на прежнее место. жители деревни очень удивились этому чуду, ведь целительницу они называли Удаган-Вера. А изба её к слову уже давно была нежилой, она стояла в память об известной землячке. Местные говаривают, что порою шаманка в ней гостит. Когда же вода ушла, во всех домах, пострадавших от стихии, полы были грязными и илистыми, а печи разрушились. И лишь в избе удаганки Веры полы были идеально чистыми, и печка была абсолютно сухой. Наводнение не затопило также и местное кладбище, где похоронена целительница.

Обращаясь к разуму магической силы, находящейся в шаманских арангасах, можно с уверенностью говорить, что смерть шамана является лишь смертью физического тела. Духовное тело шамана остаётся на Земле, вместе с духами-помощниками. И мало того, что не исчезает, но и усиливается. Старики верили, что умерший шаман в течение 44 лет сохранял связь с высшими силами, некоторые – до 250 лет, а сильнейшие шаманы – даже до 400 лет.

Не стоит заблуждаться в том, что при встрече с могилами шаманов, по заслугам воздаётся лишь за поступки, совершённые в данный период жизни. так думать глупо. Такая встреча представляет собой контакт с сакральными силами Вселенной. И эта сила проверяет все поступки человека, все мысли и слова, она видит человека насквозь, ничего не останется в тайне.

Шаманские могилы – это места силы, проверка истиной и жестокий суд, происходящий на земле.

Да сохранятся тайны предков, да не посчитает себя никто самым могучим и всезнающим. Сакральные тайны, такие как шаманские захоронения, при непочтительном и наглом отношении довольно опасны, шутить с ними ни в коем случае, не стоит.

дух бубен шаман память предков

Добавить комментарий