На широких крыльях песни унесу вас в край преданий,
Пусть слова мои, как зерна, в вашем сердце прорастают.
Вновь в туманном мраке леса жребий Семеро бросают.
Ждут избранника три мира,все три слоя мирозданья,
За огнем подземным Шонди будет путь его лежать.
Слушай слово древней песни, ведай вековечным знаньем,
В темноте холодной Пармы дух великий избран был.
РЕКА СИР-Ю
Средний мир от нижнего отделяет великая река Сир—Ю. Вкруг над мирами раскинулись её воды, надёжно скрывая мир мёртвых от мира людей. В водах Сир—Ю живёт водяной Вакуль, сжирающий всех, кто ступает в его владения. Только знающие—тодысь могут найти мост, ведущий из одного мира в другой. Есть и другие реки меж другими мирами.
ОШ
Медведь Ош лежит безмолвным стражем на входе в подземный мир. Лишь мертвым есть дорога в царство смерти, поэтому ни дух из мира живых, ни человек не пройдёт мимо Оша. И потому охотник, убивший медведя, должен воздать ему великие почести.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Ен населил средний мир духами,зверьми и людьми,он засеял леса высокими соснами и елями, а реки заполнил рыбами. Добрых духов он расселил в среднем мире,а злых духов отослал в нижний мир, затем поставил Оша сторожить границу.
МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК
Многое должен сделать охотник, если решит пойти на Оша. Ведь Ош бессмертен, и только на время может дать охотнику своё мясо. Нельзя,что бы Ош услышал голос охотника, ведь потом он сможет его выследить. Когда же Ош пойман, в честь него должен быть устроен великий праздник. Голова Оша должна быть жертвой его отцу Ену, и многие песни должны быть спеты, для того, чтобы скрыть от него тех, кто его усыпил.
ЧУДЬ
Всех духов мы зовём чудью. Одни из них были созданы Еном на заре мироздания, другие стали чудью: это мертвецы, что не прошли Последний путь. Есть среди них и полезные духи, помогающие в землянке, есть и злые, насылающие несчастья. У многих вещей есть духи, и зная их пути, можно ими управлять.
ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ
Умирая, наша душа, которую мы зовём Орт, проходит Последний путь.
Она проходит по всем трём мирам и достигает железной горы предков.
Все духи знают о Последнем пути и помогают Орту
БОЛОТО СИР-Ю
Орт проходит по реке Сир—Ю, что течет по нижнему миру. Грешные души вязнут в реке и вечно гниют в ней. Тысячи нечистых душ превратились в смрадную жижу и река стала болотом черным и густым, как смола. Когда придёт твой час, иди смело, нет пути назад.
МЕНКВЫ
Одни из первых духов, что сотворил Ен были менквы. Он не дал им разума, но дал им вечную жизнь. Безмолвно они стоят в отведённых местах. Лесные менквы возвышаются над верхушками деревьев, болотные менквы вечно смотрят в туман, озерные менквы пьют воду, чтобы потом она выпала дождём.
ЗОЛОТОЙ ВЕК
Земля была богата дарами,и колосья росли полными от земли доверху. Небо было близко и птиц, что летали по своему звездному пути, можно было ловить руками.Люди косили ячмень шилом, и однажды, один из них нашел серп. Серп вырвался из рук и отрубил ему голову. Тело его провалилось сквозь землю и стала вратами для гадов и духов из нижнего мира. Небо же отдалилось от гадов нижнего мира и стало недосягаемым. Его тело и по сей день лежит у границы миров.
***
Это было до рождения всех вождей могучих-Памов, до того, как кама потекла среди тайги. В океане безграничном утка по волнам плыла. Из яйца первичной утки Ен родился прародитель, Первый лось, отец всех духов и создатель всех людей. Скорлупа же превратилась в мир срединный и высокий, Нижний мир же зародился в мрачной бездне под водой.
КУДЫМ-ОШ.
Кудым-Ош-сын одноглазой шаманки Пэвсин и медведя. Он стал вождем, но не все любили Кудыма. Хитростью отправили его в болота к вогулам, где жила проклятая невеста с головой чудовища. Все кто сватался с ней и пугался лика, были казнены вождем вогулов. Но Кудым-Ош приглянулся вогулке, и она показала ему свой красивый истинный лик. Он взял её в жены, к удивлению вождя и вогулов, и вернулся в свой край, основав Кар, который назвали его именем — Кудым-Кар. Позже хитростью в Кар проникли враги под ликом торговцев. Кудым-Ош вступил с ними в битву и одолел всех, но и сам погиб в бою. Его похоронили под горой, где он ждёт пробуждения. Когда наше племя будет в жуткой беде, Кудым-Ош пробудиться.
НИЖНИЙ МИР
Когда был рождён Ен, в мрачных глубинах бескрайнего океана взял свое начало нижний мир, чтобы было, где жить проклятым.
Немногие тропы ведут в это древнее место, где ходят мертвецы и забытые духи ждут своего часа. Именно там, в глубинах подземелья, можно добыть жаркий огонь Шонди.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА
По бескрайнему океану, под низким небом плыла Утка. Утка снесла яйцо, и из него вылупился Ен — лось, первый дух, первый бог, отец всех людей. Ен увидел себя в отражении, и вот, из двух лосиных голов образовался небесный свод, верхний мир — обитель богов и душ. Скорлупа яйца, из которого появился Ен, стала землею — средним миром. Из осколков скорлупы Ен сотворил многих древних духов: великого шестиного лося, лешего Ворсу и водяного Вакуля, хищного Карс и грозного Оша, строителя Манг-Онта и коварную Йому и сонм других, младших духов, которых мы зовем чудью.
ДОЧЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
Однажды Ен стал искать себе жену. Он пришел в землянку, где жили старик со старухой, у которых было три дочери. Он скинул шкуру и поручил дочерям заботиться о ней. Старшая и средняя дочери не смогли удержаться и съели по кусочку лосиного жира, и лишь младшая позаботилась о ней как следовало. Младшую дочь выбрал себе в жены лось Ен. У ена и Дочери человеческой родилось семеро сыновей — человеколосей — наполовину людей, наполовину богов. Они учились многим вещам у отца своего и матери своей и научились понимать пути всех духов, и узнали беды и тревоги людские.
РАЗЛУКА
Шло время, и Ен не смог жить с дочерью человеческой. Смрад живых гнал его из землянки и застилал ему взор. Он ушел от своей жены и забрал сыновей, и отправился с ними на охоту. Долго Дочь человеческая смотрела вслед уходящим сыновьям.
***
Время шло и Ен великий за женой ушел в мир средний, и у старика со старухой древней были трое дочерей. Сбросил Ен обличье лося и вошел в землянку к людям. …Младшая была достойна, и ее он взял с собой, семеро у них родилось сыновей, семь братьев, и лосями они были и детьми от человека, долго жили Ен с женой своею и их семеро детей.
ШОНДИ
Вечное пламя Шонди когда-то носил Шестиногий лось по Верхнему миру. В то время не было ночи. Когда Ен убил лося, шонди скатилось за горизонт и упало в бескрайний океан. оно долго падало и наконец достигло Нижнего мира. Там Шонди лежит и по сей день, и лучи его не долетают до других миров.
***
…Но оставил навсегда он дочь рода человека, на охоту Ен-создатель вместе с сыновьями ушел, чтоб пойти по следу лося, что бежал быстрее ветра, и, догнав в тайге суровой, вмиг пронзить стрелой его. Шестиногий лось могучий мог ходить мирами всеми, на рогах его лежало шонди, своим светом покрывая царство мертвых, мир срединный и высокий мир богов.
ПЕРВАЯ ОХОТА
Средь слоев мироздания обитал шестиногий лось, который носил на своих рогах солнце, что носит имя Шонди, из нижнего мира в верхний. Он был быстр как мысль, и силен, как северный ветер. Долго шестиногий лось носил солнце, пока Ен не пошел на охоту. Ен пошел на охоту за древним лосем и взял с собой своих сыновей. Долго гнался по тайге за лосем Ен. Наконец Ен убил его, а шкуру его прибил к звездам. Так Ен научил сыновей и всех людей охоте, но и не только этому.
Тот, кто живет в лесу, тот, у кого серая шкура. Он — один из мрачных созданий Ена. Он зол и коварен, и, говорят, однажды чуть не погубил самого Ена, когда тот принял человеческий облик.
***
С семерыми сыновьями долго гнал свою добычу по мирам меж океана Ен создатель всех живых, наконец настиг он лося на горе с железным склоном, и пронзил стрелой его он, свергнув шонди в подземелье, и великий холод вдруг сковал все мирозданье, покрывая снегом царство мертвых, древних духов, и заковывая льдами мир людей и мир богов.
Высоко в ночном небе ярко светит путь птиц. Он простирается от океана до океана, и светел, словно начерчен молоком. По этому пути птицы летают весной и осенью, и он не дает им сбиться с пути.
ЯЩЕРЫ
Гады и ящеры обитают под землею, это тоже чудь. Лапы их когтисты, у иных хвост как у бобра, и для пропитания они пожирают безмолвных рыб. Часть ящеров видна и людям, они путешествуют между мирами, другая же часть видна только знающим. Скрытые ящеры могут двигать горы и воздвигать мосты.
МАНГ-ОНТ
Когда еще не было людей в Среднем мире, Манг-Онт ходил по Парме. Манг-Онт был настолько огромен, что по грудь погружался в землю и тяжестью своей, и рогами своими прокапывал русла рек. Где он ложился, образовывались озера, где пастбища были его — появлялись моря. Однажды семеро птиц село на рога Манг-Онта, и земля уж не смогла сдержать его веса. Он провалился сквозь землю в нижний мир, и по сей день он спит средь опавших рогов. Мы и сейчас находим грозные его рога в земле, когда они сбрасывали их на заре мироздания.
ЛЕС КОСТЕЙ
Шло время, Манг-Онт все спал в темноте нижнего мира. Раз за разом с его головы падали тяжелые бивни, все больше и больше становилось их, пока не образовали они Лес костей. Среди опавших рогов поселились духи нижнего мира, густым и непроходимым стал этот лес.
ЗЕМЛЯТРЯСЕНИЯ
Могуч Манг-Онт, когда он построил средний мир. И сейчас его рога полны силы. Когда он поднимает свою тяжелую голову, сотрясается свод нижнего мира и ходуном ходит земля в среднем.
ЧЕРАНЬ
Великий паук Черань, хозяин мрака, плетет во тьме свою паутину. Его семьдесят семь глаз зорко следят за всеми Ортам, и он помогает мертвым попасть в Средний мир. Но берегись тот дух, что попадет в сети к Черани. Над Сир-ю, что течет в сумрачных пещерах нижнего мира, в пропасти настолько глубокой, что не видно дна, Черань сплел огромную паутину. По ней Орты идут рядами из нижнего мира в средний. Тень за тенью, день за днем, век за веком.
ВАКУЛЬ
На речном дне живет водяной Вакуль. Он — грозная щука, повелитель всех водоемов. Он сжирает людей, что не приносят ему жертву. Затаившись во тьме, он ждет свою добычу. Вакуль-водяной держит и свое хозяйство — у него есть и жена, и избы, и скот. Ночью у реки порой можно увидеть пасущихся коров водяного. Стоит лишь накинуть веревку через шею одной из них, и она твоя. Но бойся мести Вакуля.
РЕКИ ВСЕЛЕННОЙ
Миры соединены собою многими реками и знающий может путешествовать из нижнего в средний, а из среднего в верхний по этим рекам. Есть и другие пути между мирами, но у каждого пути свой страж, и нет легкого пути обратно.
ЛОВ
Когда Орт проходит последний путь, душа Лов вылетает из человека в виде бабочки и улетает в верхний мир жить в светлых избах. Много белых бабочек живет на горе предков.
СРЕДНИЙ МИР
Средний мир лежит на осколках скорлупы, из которой был рожден Ен. Этот мир Ен создал, для жизни людей и духов. Бескрайние леса тянутся до самого края мира, а рядом с краем раскинулся безграничный древний океан, по которому и по сей день плавает Утка — прародительница всего сущего.
ИДОЛЫ
Богам, духам и предкам в жертву мы приносим величественные образы — идолы. Часть мы делаем из дерева, часть из металла. Некоторые же возведены в их честь и отмечают места святилищ. Если идолы далеко, то с собой у нас всегда их бронзовые образы, и тогда любое дерево может превратиться в святилище.
ВОРСА
Хозяина леса мы называем Ворса. Звери — скот Ворсы, а птицы — его куры. Ворса уносит к себе детей, проклятых матерями и не отбрасывает тени. В лесной тишине он таится, у святилища ожидая жертву. Давно у них вражда с Вакулем. По ночам в тайге слышен треск веток — это леший сражается с водяным. Если помочь Ворсе в его борьбе, то отблагодарит тебя.
СЕМЕРО
Когда Ен подстрелил древнего лося, солнце сорвалось с его рогов, упав в океан и скатившись глубоко в нижний мир. Мрак накрыл все миры и холод сковал средний мир. Гибель грозила всему живому, поэтому Ен поручил сыновьям каждый день спускаться во тьму нижнего мира и поднимать подземный огонь в верхний, чтоб согревать мирозданье. Семеро ходят меж людей. Они научили нас охоте. Они несут подземный огонь, и они научили и нас доставать его крупицы.
КОНЕЦ ПУТИ
После нижнего мира, Орт проходит по всем местам, где бывал в мире людей, и прощается со всем в последний раз. Дыхание Орта слышат и живые. Говорят после долгого путешествия: «Ну и сделал я длинный путь Орту». Путь Орта заканчивается в Верхнем мире, на железной горе, где волосы стелются, словно трава, где в вечности Ен обитает. Орт проходит долгий путь, и вот, достигает горы первопредков, чтобы у мирового дерева на веки поселиться в светлых избах.
***
Ен увидел, что не могут жить без шонди все три мира, но и Ену не под силу было вызволить из мрака круг палящий, что с чела его добычи в бездну пал. Семерых всех сыновей он подозвал к остову лося, из его рогов великих он собрал для них оружье, одному дал посох, а другому лук он создал, что и в пламени подземном не покроется золой.
КУДЫМ-КАР
Великий город-кар нашего народа зовется Кудым-кар, в честь вождя его воздвигнувшего, Кудым-Оша.
ЙОМА И КАРС
Ведьма Йома ходит средь людей. Она может подойти к племени в образе нищенки, и горе тем, кто впустит ее. Они снимает свой скальп и ищет в нем вшей. Йома принимает облик птицы и приносит с собою болезни и несчастья. Другая хищная птица — проводник в верхний мир, зовем ее мы Карс. От крика ее содрогается земля, в грозу летать она привыкла. Она помогает людям и потому ей мы воздаем почести.
ВЕРХНИЙ МИР
Ен обитает в Верхнем мире, и никто не может потревожить его покой. Но лишь отсюда огонь Шонди может достичь все другие миры. Тропа в Верхний мир ведет по железной горе к тому месту, где птиц можно ловить руками, где трава стелется как волосы, и где светлые избы стоят меж облаков.
***
Каждый сын был даром Ена друг за другом наделен, Бог-Создатель поручил им взять оружье и решиться, кто пойдет в мир нижний, отыскать крупицу шонди, и, подняв ее осколком рога, принести во все миры. Первый жребий был там брошен, на горе великой предков, мерзнет средний мир без солнца, замерзают в верхнем духи, наконец один из семи братьев первым избран был идти.
ВОЙПЕЛЬ
Многоликий Войпель испытывает духов, что осмеливаются вступить в верхний мир. Один его лик — сказание, и он ждет историй. Другой его лик — гнев и сверкающая ярость. Третий его лик — северный ветер, что сковывает путника каменным морозом. Уши его как речные раковины, и всюду, где дует северный ветер, он ведает, что творится.
МАНЬПУПУНЕР
В холодной мгле, на пустынной горе предков, где бушует северный ветер Войпель, величественно возвышается Маньпупунер, древнее свидетельство могущества Ена и его сыновей. Ен с сыновьями долго гнался за шестиногим лосем и наконец догнали его у древних гор. Когда Ен натянул тугую тетиву и пронзил свою добычу, земля содрогнулась. Высокие горы рушились, грозили смертью семерым сыновьям. Чтобы спасти своих сыновей, Ен спрятал каждого в крепкую скалу. Когда Ен прибил шкуру лося к небу, земля успокоилась. Он выпустил семерых из их убежища, но эти скалы, что мы зовем Маньпупунер стоят и по сей день, напоминая о величии Ена и его сыновей. День за днем, неделю за неделей, семеро человеколосей по очереди носят солнце из нижнего мира в верхний, и так будет до скончания времен.
***
Он прокрался мимо Оша, хитростью его преодолевши, и во мраке подземелья вместе с мертвыми он шел. Он от Шонди взял крупицу, скрыв от Вакуля и Ворсы, на могучих крыльях Карса в верхний мир ее принес. Здесь в вершине мироздания, Солнце замерло бесследно. Это значит, что средь елей, будет брошен вечный жребий, и один из семи братьев вновь пойдет по всем мирам.
Есть Конец у Древних песен, есть преданье у народа, как горит зарёю Парма, как пылает в небе Солнце, так и Человеколось Великий, путь свой держит каждый день.
* Автор неизвестен.