Дата публикации

Жители Ямала отпраздновали прилет уток шаманским ритуалом

Жители Ямала отпраздновали прилет уток шаманским ритуалом и принесением пищи в жертву богам.

Национальный праздник северных селькупов «Прилет уток», означающий приход весны, отметили в выходные жители города Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа.

утиный праздник на ямалеПресс-служба губернатора ЯНАО сообщает, что к празднованию дня прилета уток в каждой селькупской семье начинают готовиться заранее. Как только в небе появятся первые утиные стаи, глава семьи выходит на охоту. Когда мужчина добудет семь птиц, можно проводить священный обряд.

Сотрудник Пуровского районного центра национальных культур Светлана Санкевич рассказала агентству «Интерфакс-Урал», что хозяйка приглашает гостей, почетным гостем является шаман. После того как он покамлает (исполнит) песню, можно накрывать на стол, куда ставятся приготовленные утки, бульон, хлеб, напитки и обязательно семь кружек.

«Затем сидим, молчим, пока пар из бульона не уйдет. Потом часть еды относится под жертвенное дерево — березку», — отметила С.Санкевич.

По ее словам, только после этого начинается празднование. После трапезы дети играют на улице, мужчины соревнуются между собой, женщины делятся кухонными секретами.

«У людей радость, потому что прилетели утки, наступила весна, рождаются маленькие оленята. Как на Руси праздновалась масленица, так северные селькупы празднуют прилет уток», — сказала собеседница агентства.

Она добавила, что сейчас празднование проходит так же, как и раньше, за исключением отсутствия шаманов.

«Уже лет 50 как нет шаманов. Дети рождаются, но они не камлают, нет шаманского бубна», — подчеркнула С.Санкевич.

уточкаХудожественный руководитель центра национальных культур Наталья Ткачева уточнила агентству, что в эти выходные в Тарко-Сале состоялся театрализованный шаманский ритуал, концерт, на котором исполнялись фольклорные композиции. Часть пищи принесли в жертву, а на березе завязали ленты. И, конечно, посетители праздника угощались утками.

«Приглашали коренных жителей. Старшее поколение вспомнило о традициях, а молодежь о них узнала», — отметила Н.Ткачева. 10.06.2015.

Добавить комментарий